030. Проза, сентябрь — декабрь 2017

«Музыка, которая делает меня счастливым»

Автор: Туманова Анастасия, 8 класс
Руководитель: Волозина Нина Александровна

Я нажимаю кнопку громкости до предела и, кажется, стараюсь вдавить её в корпус телефона.
В наушниках ритмично стучит барабан, потом присоединяются гитара и скрипка. Мелодия оглушительно бьёт по ушам, и я думаю, что скоро, пожалуй, оглохну, ведь привычка затыкать уши и позволять музыке давить на барабанные перепонки по три, как минимум, часа в день  никого не доводила до добра.
Но пока я очень даже хорошо различаю звуки и готова слушать, слушать и слушать.
Музыка, вообще, весьма многогранная штука : можно ужаснуться грязи индийских трущоб, обжечь лёгкие сухим воздухом африканской пустыни, почувствовать на лице дыхание Антарктиды и проехать по дорогам Невады, разглядывая из окна кактусы, просто выбрав определённую песню. На сайтах пишут о музыкальной терапии, и в какой-то степени я согласна с авторами этих статей, потому как иногда хриплый голос в наушниках буквально за руку тащит меня в другой мир, не давая пойти ко дну в этом.
В других Вселенных, куда изо дня в день я спешу, прыгая по нотам, не всегда всё хорошо. Там тоже умирают, кричат от безысходности и задыхаются от боли, там даже не всегда встречаются боги и супергерои, скорее, обычные люди, до судеб которых никому нет никакого дела, пока эту судьбу не превратить в песню и под девизом «Все совпадения случайны» не показать публике.
А иногда такие истории предсказывают будущее: шутка ли спеть про космос за несколько лет до того, как люди там оказались и убедились, что Земля действительно голубая, да и звёзды как-то необычно выглядят.
А ещё временами эти простые и совершенно обыкновенные истории вдохновляют на поступки, на которые я бы в своей жизни никогда и ни при каких обстоятельствах не решилась. Смешно вспоминать, но на то, чтобы наконец-то сесть на велосипед и заставить коленки прекратить дрожать, меня толкнула песня из Кота Леопольда, я просто подумала, что буду здорово выглядеть под неё, едущая по стадиону с развевающимися за спиной волосами. Потом были содранные коленки, щедро политые йодом или зелёнкой, усталость и пыль, пыль, окутывавшая меня каждый вечер, едва я садилась в седло, начинала крутить педали и пыталась проехать пару метров. А ещё чуть позже был результат, достигнутый с огромным трудом, но всё же результат.
Впрочем, музыка делает меня не только счастливой, иногда песни о мечтах и надежде заставляют рыдать, уткнувшись в подушку, потому как при прослушивании вспоминаются люди, кому повезло не так, как тому исполнителю, чей голос сейчас звучит у меня в ушах. И не важно, реальный это человек, персонаж книги, фильма или игры, а может, это вовсе не человек, только вот душевное состояния и этапы жизни этого существа накрепко связаны со словами песни. Главное – вслушаться, а там уж каждый найдёт себе что-то по душе.
Истина – всегда посередине. Ведь так? С точки зрения моих неполных четырнадцати лет, музыка не может избавить человека от всех навалившихся снежным комом проблем, не может дать ответ на вопрос жизни, Вселенной и всего такого, но утащить вниз, перемолов по дороге кости в пыль, ей тоже не под силу. Она может подтолкнуть к решению, заглянуть куда-то в будущее или прошлое и показать неизведанный, таинственный мир планеты Земля и окружающей её Вселенной.

Музыка не делает меня счастливой.

Музыка не делает меня несчастной.

Музыка делает меня человеком. А это не так уж и мало. Это невероятно много, если быть точнее, и мой долг перед песнями на телефоне растёт в геометрической прогрессии и уменьшаться не собирается. Я, пожалуй, и не против.

«Моя осень»

Автор: Зеленина Дарина, 8 класс
Руководитель: Ганюк Галина Борисовна

Осенний танец дождя.

Это осеннее утро было серым и обыкновенным.
Серые облака плыли по небу. Серый туман змеёй обвивался вокруг деревьев. Люди в серых одеждах спешили по серым улицам.
Вдруг, откуда не возьмись, с неба стала падать тяжёлая большая дождевая капля. Замерла на секунду в воздухе, отразив в себе неуютный и неласковый мир, стремительно бросилась вниз и разбилась об асфальт на тысячи бриллиантов. А потом её сестра… Вскоре по улицам уже вовсю танцевал дождь. Он громко отбивал чечётку по железным крышам и перилам. Потом, немного усмирив свой нрав,  импровизировал в эмоциональном аргентинском танго. Не найдя своего зрителя, снова припускал и исполнял испанское фламенко. Призывно, словно в кастаньеты, щёлкал, стучал, гремел, привлекая к себе внимание. Но старания были тщетны.
Люди не видели красоты дождя. Они заворчали, открыли свои зонты и поспешили к тёплым и уютным домам.
Тогда дождь, чтобы танец его стал выразительнее, позвал на помощь друга ветра. Тот безжалостно стал срывать с ветвей листья, в которых ещё не угасла жизнь.  Позолоченные и рыжие, рубиновые и пурпурные, кружил в пёстром хороводе на площадях, заставлял танцевать ламбаду по дорожкам и тротуарам. Стал бросать их в лица запоздалых прохожим, на редко проезжающие машины, устилать ими промокшую и озябшую землю. То превращался в озорника: прятался в душистой хвое и кронах деревьев. То играл роль злодея: свистел Соловьём-разбойником, гудел паровозным гудком, шипел змеёй, ревел свирепым зверем. Страстным порывом гнул и ломал деревья, разбрасывал салютом дождевые капли, сквозняком забирался в дома.
Дождь же тем временем перерос в настоящий ливень, смывающий с одиноких улиц людские грехи. Он заполнил собою всё пространство и в обнимку с другом ветром лихо отплясывал хип-хоп, наводя вокруг хаос и разорение.
Не услышали люди, как феерично  и драматично закончился осенний танец обессилевшего дождя, как неожиданно и странно стало тихо на «сцене». Не увидели, как поменялись декорации: теперь в свете одиноких тусклых уличных фонарей блестел, сверкал, переливался умытый дождём город. Не аплодировали и не кричали «браво»… Они счастливые и умиротворённые спали в мягком облаке кроватей и в медленном венском вальсе сна их мысли были далеки от серого обычного осеннего дня…

«Что такое счастье?»

Автор: Федякина Полина, 9 класс
Руководитель: Копотилова Алла Владимировна

Что такое счастье? Знаем ли мы точное значение этого слова. Семь букв — и так много значений! Кому-то для счастья надо только увидеть звёзды, а кому-то и всех земных благ не будет хватать.
На чердаке старого дома, среди старых коробок и тряпья. В окно заглядывают ветви старой липы, сквозь её листья проникает мягкий свет полуденного солнца. Тишина нарушается только тихим смехом и топотом чьих-то ног. На одной из коробок сидит мальчик в соломенной широкополой шляпе, рассматривая книжку в синей глянцевой обложке, её ему подарили на день рождения. Эта книжка с цветными картинками и совершенно удивительными историями. Вот оно счастье!
На кухне свистит чайник, бабушка Анна, как ласково называют её дети во дворе, бежит на кухню, роняя по пути швабру. Сегодня приезжает из-за границы дочь с мужем и детьми. Надо подготовиться. Бабушка Анна всё ещё считает себя молодой, носит цветастые платья. У неё синие, выцветшие с годами глаза и очаровательные морщинки в уголках рта. Звонок в дверь… Вот оно счастье!
Машенька сегодня ночью решила взбодрить неопытных молодых родителей, но им это, конечно, очень не нравится. Надо бежать и успокаивать дочь. Машеньке уже годик, а значит, режутся зубки, а значит, этот ужас будет продолжаться ещё долго. Машенька общими усилиями наконец успокаивается, а родители снова ложатся спать. И пусть через несколько часов всё повторится. Вот оно счастье!
Спектакль давно закончился, а Марина всё ещё гуляет по Тверской. Уже темнеет, а значит, зажигаются огни ночной Москвы. Денег совершенно нет, но разве это проблема. Ночью Москва вся сияет, а значит, спать в ночной Москве совершенно нереально, уж лучше побродить, пусть и без денег, но совершенно счастливому. Вот оно счастье!
Это чувство кажется нам таким далёким, таким сложным. Счастье везде и повсюду. Оно в мелочах.

«Последняя глава осени»

Автор: Линнова Лиана, 10 класс
Руководитель: Рыжова Юлия Ивановна

Нынче похолодало. Утро не такое бодрое, как три месяца назад, когда игривые струны солнца проскальзывали, словно ноты мелодии, через томные облака, медленно путешествующие с одного края небосвода в другой. Тяжело дышать, можно сказать, что даже больно. Каждый вдох, каждый глоток ледяного воздуха пронзает все тело, не оставляя ни единого намека на тепло. На то самое тепло, которое осталось от алого заката летнего дня, пылающего так сильно, словно где-то там, за горизонтом, огненное солнце таяло от собственной температуры. Такое возможно лишь только с человеческим сердцем, медленно тлеющем из-за какого-то непонятного жара, причиняющего невыносимую боль при каждом незначительном импульсе. Как много слов о тепле…как много мыслей приходят на смену юношескому безделью, которое, подобно тени. следовало по пятам беззаботных летних будней. Все-таки странное чувство. Подобное расположение духа будет знакомо тем, кто слишком сильно любит книги и слишком сильно расстраивается, когда дочитывает последнюю главу по-настоящему хорошего романа. Интересно, можно ли сравнить осень с романом? Или роман с осенью? Кажется, что это настолько одинаковые слова, что даже сложно объяснить, к чему больше испытывается любовь- тот самый жар, который был упомянут ранее. Помнится, сам Пушкин проявлял слабость к этой поре, посвящая в своих работах громкие признания влюбленного поэта. А что, если осень — это роман, роман неизвестного писателя, по подобию которого и появились гении столетия, тогда это бы многое объяснило, но многое оставило бы под вечным вопросом.
Дуновение ветра, его плавное скольжение с одного края крыши на другой. Быстрое, резкое мгновение ледяного потока, обжигающего румяное лицо розовощекого ребенка, наступающего на тусклые, разлитые лужи после вчерашнего дождя. Небольшие волны медленно и уныло качают усохшие листья березы, обнаженной, озябшей от недавней непогоды. Как трепещет она перед невыносимым ревом начинающегося бурана, как вздрагивают ее бездыханные ветви, измученные от постоянного натиска ветра. Жалкое зрелище, до того печальное, что кажется мольбы ее доносятся на всю сонную окраину. Эхо ее раздается повсюду, невыносимые стоны бедного дерева…
И вновь природа увядает, засыпает непрерывным сном. Унылая картина предстает пред взором. Вот и всё “очей очарование”. Печальные холмы, окутанные тонкой пеленой сумеречного тумана, тлеющего над тонкой полосой реки, которая огибает тот самый тернистый лес, что виднеется издалека. Примятая трава, в которой не осталось ничего живого, иссохшая, почерневшая по краям, еще недавно она благоухала свежестью росы. Серая гладь ледяной реки продолжает свое бесконечное движение. Спокойствие каждого её изгиба, плавно скрывающегося за горизонтом пылающего неба, отражает красоту заката. Угасающее солнце необыкновенно прекрасно на этом сером полотне. Алые лучи ее бессильны перед осенней прохладой, они больше не озаряют деревенские дома, не согревают поля, поникшие в ледяном молчании, не провожают клин перелетных птиц… Облака обернулись в алый цвет, в бледно-алый, словно краску разбавили водой, кажется, что совсем скоро ледяное солнце скроется в тени сумеречного леса.
Безмолвная тишина, отсутствие каких-либо шорохов, взмахов крыльев пролетающей совы, писка полевок, все замерло в ожидании грядущих перемен. Что-то суровое надвигается в здешний край. В тревожном томлении осень делает последний тяжелый вздох. Смиренная пустота в ледяном молчании провожает ноябрь. Время остановило ход минутной стрелки, биение сердца замедляется, дышать теперь не так уж сложно. В эту минуту в душе зарождается тоска, тоска по той равнодушной осени, что навеяло сон на здешнюю округу. Унылая пора оставляет после себя молчание. Последний вздох, и на речную гладь робко падает застывшая слеза…

«Последняя глава осени»

Автор: Целыковская Анна, 9 класс
Руководитель: Лисевич Ольга Николаевна

Все люди видят Осень по-разному. Для кого-то это больное горло, заложенный нос и температура. А кто-то замечает лишь гору листьев, в которую можно закопаться с головой, и лужи. Для особо впечатлительных – поэтов, художников, музыкантов, писателей – Осень это вдохновение, муза.
Моя же Осень идёт с кистью в руках и окрашивает все дары лета в свои любимые цвета – красный, золотой, жёлтый, оранжевый, коричневый, бордовый, салатовый. Кажется, что ни в одном языке мира не найдётся слов, раскрывающих красоту её красок.
Моя Осень временами очень ранима. Она может плакать днями напролёт, из-за самого несущественного пустяка. И наоборот – её заливистый смех может много дней кочевать, подгоняемый ветром.
И, несмотря на то, что с приходом Осени всё или засыпает, или умирает, трудно найти более живое время года. Ведь именно осень показывает нам невероятно много самых разных чувств. Если нам холодно – то мы недовольны. Если попали под дождь – настроение падает ещё больше. Да и в грязь наступать – дело не из приятных. Но если после этого на небе появляется солнце, согревающее нас и как бы извиняющееся за своё отсутствие, мы чувствуем радость и вдохновение. И разве не прекрасно то, что Осень учит нас радоваться таким мелочам?
Моя Осень любит танцевать. Она кружит под вой ветра, задевая своим огненным платьем опавшие листья. И в этот момент солнце на небе сияет так ярко, что невозможно взглянуть на небо.
Моя Осень любит закаты. Вечером, сидя на ворохе листьев и облокотившись о дерево, она провожает печальным взглядом заходящее солнце, понимая: когда-нибудь уйдёт и она. В такие моменты её глаза наполняются слезами, губы начинают подрагивать, а нос нестерпимо щипать. Но всё же они не плачет из-за этого, ведь ей известно – после каждого заката наступает рассвет; после каждого конца наступает новое начало.
Моя Осень – это часть моей души, и ,перелистывая её последнюю страницу, жду её  нового прихода.

«Последняя глава осени»

Автор: Попова Татьяна, 6 класс
Руководитель: Садекова Алсу Рамиловна

…Последний бал деньков осенних
Играет медленный фокстрот,
Взяв Ветер за руку неспешно,
Закружит в танце, поведет…

А Леди-Осень так прекрасна!
В шуршащих юбках желто-красных
Кружится плавно и игриво.
И солнца бликов переливы
Вдруг заискрятся в рыжей гриве,
Ее кудрявых волосах…

Вуали легкой паутинкой
Легли прозрачны, как пушинки,
Не ведая печаль и страх,
Растают где-то в облаках…

Опустятся густым туманом
Нахлынувших воспоминаний
И моросящими дождями
Ускорят в танце ее шаг…

В последнем плавном пируэте,
Под ноги серебром стеля,
Заблещет иней предрассветный
На лужах, ветках, проводах….

Присев в поклоне перед Ветром,
Как будто бы рябины ветка
Вдруг, ощутив Зимы приветы,
Она вздохнет печально …Ах!

«Я пишу стихи о маме»

Автор: Утегенова Арина, 9 класс
Руководитель: Лёвина Елена Васильевна

Лежит на комоде тетрадный листок,
В нем мамой написано несколько строк:
«Сынок, не забудь пообедать. Не жди.
Оденься теплей – по прогнозу дожди».

Листок пожелтевший- ему тридцать лет.
А я вспоминаю тот самый обед.
И детство моё возвращается вдруг,
И лист выпадает из дрогнувших рук.

И перед глазами – счастливые дни:
Мы с мамой на речке, в кино иль одни
Сидим на диване, обнявшись вдвоём,
И смотрим мультфильм, бутерброды жуём.

Как жаль, что нельзя возвратить те года!
Мы с мамой не встретимся уж никогда.
Никто не поправит подушку во сне,
Цветок не польет на унылом окне.

Зато навсегда образ мамы такой
Остался пленительный и молодой!
Пусть нет тебя рядом со мной на Земле –
Ночами звездой ты заглянешь ко мне

И будешь мой сон до утра охранять,
И в нем я с тобой встречусь, мама, опять…

«Зима в моем городе»

Автор: Черникова Надежда, 8 класс
Руководитель: Федотова Мария Сергеевна

Снег падал медленно, кружился,
Сливаясь в танце с морем света.
Бесшумно на асфальт ложился,
Пушистым накрывая пледом.

А лужи стали зеркалами
И отражали в себе небо.
Бежали люди и не знали,
Как называется все это.

И возрождались снова звуки:
Хруст под ногами, на льду скрежет.
И вновь касаться стали руки
Снежинок крупных, тонких, нежных.

Дома чернее темной ночи
И потерявшие все краски,
Студену пору опорочив,
Надели призрачные маски.

И стали светлыми отчасти.
А солнце перестало греть.
Но для меня все это – счастье.
Люблю мороз, люблю метель,

Картины, кистью неизвестных
Изображенные на окнах,
И  снег, лежащий повсеместно,
И солнца свет совсем далекий.

Все стало белым, заискрилось,
Распространяя мир и ласку.
Такое раньше только снилось,
А город превратился в сказку!

«Раннее утро»

Автор: Маковеева Екатерина, 5 класс
Руководитель: Чепиженко Елена Геннадьевна

Рискуя запутаться в космах берез,
А также расплыться по бору,
Нежнейшее солнце с востока встает,
Но катится быстро под гору…
Ему невдомек, что минуты одной
Едва ли мне хватит. Любуюсь я

Утренней негой, Авророй-зарей,
Теплейшею краской лазури.
Рассеянный луч предвещает рассвет.
Одна лишь минута – и вот уже день…

«Раннее утро»

Автор: Кротов Александр, 6 класс
Руководитель: Новикова Елена Петровна

За окном непроглядная мгла.
Не хочу я вставать раньше солнышка!
Жду, когда озарит оно
Своим светом весь мир до донышка.

Утро зимнее, снег искрящийся.
Пусть мороз – на душе все же весело.
Посмотрю я вокруг и порадуюсь:
Все кусты и трава укутаны.

Одеваюсь, бегу: «Здравствуй, зимушка!
Здравствуй, утро мое чудесное!»
Хрусталем все сверкает, искрится.
И дорога поземкой клубится.

Тишина…Люди спят еще, нежатся.
И не видят они превращения
Утра зимнего, вдохновенного
В новый день белоснежно-солнечный.

Мир застыл, ждет-пождет пробуждения,
Детских игр, и снежков, и катания.
Все мы радуемся утру зимнему –
Но весны все же ждем с нетерпением.

«Раннее утро»

Автор: Мугниева Диана, 8 класс
Руководитель: Шалбарова Инна Мухадиновна

Рассказ «Раннее утро войны»

Наступило темное, хмурое, ледяное утро января 1943 года, заставшее Пятигорск готовым к ежедневной борьбе. Оккупация уже была снята, но страшные события еще стояли перед глазами: как уводили на расстрел к кирпичному заводу; как падал в Подкумок подбитый самолет одной из «Ночных ведьм», отважных летчиц, участвовавших в освобождении Кавказа; как бомбили дома, и запах гари и смерти окутывал все вокруг…

Утро было холодным и ветреным. Колючий снег бил в лицо. Ванька  надвинул шапку по самые глаза. Мороз обжигал щеки, ледяной ветер вихрился вокруг, наметая сугробы и когтистыми лапами пробираясь к самому сердцу. Но Ванька упрямо, насупившись, шел вперед, непослушными пальцами туже затягивая пояс. Он походил на маленького мужичка: перешитый отцовский  тулуп болтался в ногах, но в плечах был почти впору. Суровое выражение его лицу придавали нахмуренные брови и недетский взгляд темно-карих глаз.

Он подошел к мосту через Подкумок. Этой дорогой каждое утро возвращалась мать после дежурства в госпитале, который был развернут в одном из санаториев. Ванька всегда перед школой бежал ее встречать. Вот-вот появится маленькая хрупкая фигурка в драповом легком пальто и пуховом платке. Мальчик всегда брал маму под руку и вел ее домой. Мама, не раздеваясь, целовала Варьку и падала на кровать. В это время Ванька кипятил в котелке воду и заваривал ей чай из сушеного смородинового листа. А бывало, маме к чаю доставался кусочек жмыха, самого любимого лакомства детворы во всей округе.

С тех пор как отец ушел на войну, Ванька был в семье за старшего. Ему исполнилось только десять лет, а на его плечи легла забота о матери и сестренке. Война заставила его возмужать так рано. Постоянный страх за мать и Варьку легли тяжелым бременем на детскую душу. Он видел, как снаряд попал в дом рядом со школой, как летели осколки, как языки пламени лизали стены, и едкий черный дым столбом поднимался в небо. И теперь каждый раз, возвращаясь домой, он издалека взглядом искал свою прохудившуюся крышу. Но страшнее всего было ему, когда к их дому подходил почтальон. Сердце начинало бешено биться, подступая к горлу, не давая вздохнуть. Только не похоронка, только не похоронка! Эта единственная мысль кровью стучала в висках, вытесняя все другие мысли и страхи…

Ванька стоял у моста. Матери не было видно. Уже пятый день она не возвращалась домой. Мимо прошла, пошатываясь, женщина с запавшими глазами в черном платке. Ветер затих, теперь снег мягко кружился над черной лентой полузамерзшей реки. Она тихонько журчала, пела, как живая. Развиднелось. Пора домой, скоро в школу.

Дома на печурке уже весело кипел котелок с пятью из оставшихся восьми картофелин. В комнате стоял восхитительный аромат. Варька проснулась, натянула валенки и ловко, как мать, повязала теплый платок. Ей было всего четыре года, а она, совсем как взрослая, помогала брату по хозяйству. Мамы все не было, и Варьке приходилось дожидаться брата одной.

Ванька торжественно поставил котелок в центре длинного стола. Дети брали картофелины, обжигаясь, перебрасывая их с руки на руку, дули на пальцы и ели быстро и молча. Теперь придется ждать вечера, чтобы поужинать вместе.

Мальчик аккуратно уложил в потрепанную холщовую сумку огрызок карандаша и две тетрадки, в которых было выполненное домашнее задание. Ванька был прилежным учеником. Он каждый вечер сидел за стареньким учебником и тщательно слюнявил карандаш, решая задачки и делая необходимые пометки. Варька подбежала к двери, провожая брата.

По пути в школу Ванька думал, как им с сестрой продержаться до прихода матери. Припасов совсем не осталось, в доме стыло и темно. Как бы Варька не заболела, беспокоился он. Правда, была надежда, что сегодня в магазине, куда Ванька устроился грузчиком, ему снова разрешат собрать хлебные крошки. Он, как и другие такие же маленькие работники, размачивал эти крошки в кипятке. Вот и получался скромный заработанный ужин.

Ванька подошел к школе. Он тщательно оттряхнул валенки от налипшего снега и взялся за ручку двери. Его утро началось очень рано, как все утра всех детей войны…